Приучать ребенка к детскому саду надо постепенно и желательно не раньше, чем ему исполнится 3 года. Именно в этом возрасте в детях появляется стремление к самостоятельности, ребенок часто говорит: «Я сам!» Дети моложе этого возраста еще не готовы взаимодействовать с другими детьми, а иммунитет малыша еще не может активно сопротивляться болезням.
Дети начинают посещать детский сад, как правило, в сентябре. Но подготовку необходимо начинать уже в мае. Родителям лучше заранее уточнить, каким будет режим в детском саду, и подстраивать время еды и сна малыша под график детского сада.
Помогите вашему ребенку освоить навыки самообслуживания: мытье рук, одевание, еда. Поощряйте самостоятельность ребенка.
Научите малыша предупреждать о том, что он хочет в туалет.
Чтобы адаптация к саду прошла легче, родителям важно быть последовательными в своих действиях. Сначала малышу следует рассказывать о садике, о том, как дети там вместе играют, занимаются, кушают, отдыхают и веселятся. Объясните, что в детском саду есть воспитатель — человек, к которому можно обратиться с просьбой и которого нужно слушать. Можно поиграть дома в детский сад. Одна из игрушек может символизировать «новенького» в садике, которому другие «дети» помогают.
Чем уже круг общения ребенка, тем длительнее привыкание к садику. Поэтому еще до посещения садика надо расширять круг общения. Научите ребенка знакомиться. Наблюдайте за тем, как ребенок себя ведет с другими детьми, отмечайте, что вызывает затруднения.
Абсолютно все в семье должны отзываться о саде и воспитателе только хорошо. В присутствии малыша с гордостью рассказывайте знакомым о том, что он уже такой взрослый, что скоро пойдет в детский сад. Избегайте разговоров о том, как будет трудно приучить ребенка к садику.
Адаптация ребенка к саду связана с эмоциональным состоянием родителей. Если родители испытывают чувство вины перед ребенком за то, что отводят его в сад, это будет ощущаться и ребенком.
Накануне первого посещения садика напомните ребенку о предстоящем событии, ответьте на все его вопросы.
Идеальным вариантом в первый день будет прийти только на прогулку. Малыша желательно покормить дома (в первый день в садике дети часто отказываются от еды) и оставить на час-пол- тора. Неплохо будет предварительно поговорить с воспитателем, рассказав ему об особенностях характера ребенка, его привычках.
На следующий день можно оставить ребенка на два часа. После посещения садика нужно стараться вызывать у ребенка только положительные эмоции: «Какой ты молодец!», «Здесь замечательные ребята, прекрасные игрушки!», «Как тут весело, мы завтра пойдем сюда снова!» Третий день обычно бывает самым сложным.
Ребенок уже понимает неизбежность детского сада, и родителям необходимо проявить твердость и все-таки отвести малыша в сад.
Как правило, к концу первой недели ребенок привыкает к группе. Оставлять его на сон в первый раз после выходных не рекомендуется — лучше это сделать на следующий день: за выходные малыш забывает и садик, и режим, к которому только-только начал привыкать.
Можно приобрести две одинаковые пижамы — одна для сна дома, а вторая для садика. Такая же пижама, как и дома, поможет ребенку легче привыкнуть к дневному сну в группе. Разрешите ребенку взять с собой из дома привычные предметы и игрушки.
Некоторые психологи рекомендуют в первые дни водить ребенка в детский сад не утром, а вечером, чтобы малыш видел, как детей забирают родители. Кроме того, совсем необязательно наблюдать, как другие малыши плачут, когда родители оставляют их в детском саду. Часто бывает, что ребенок, глядя на другого, плачущего, начинает тоже плакать, хотя до этого у него было хорошее настроение.
Родителям, когда они приводят детей в группу, рекомендуется выработать свой ритуал прощания — переодеть, обнять, сказать что-то ласковое. Затягивать прощание не стоит. Не рекомендуется проситься в группу к ребенку, стоять под дверями, сидеть в раздевалке, даже если ребенок пришел всего на час. Присутствие родителей в группе возможно по согласованию с администрацией детского сада, но некорректно по отношению к тем детям, которые находятся в группе без родителей, и порой вызывает сильный протест.
При прощании нужно донести до ребенка: